Проект: торговая B2B площадка ВТБ Бизнес Коннект.
Отрасль: банковская сфера, закупки.
Цели: внедрить онлайн-систему автоматизации процесса малоценных закупок, сократив расходы и ускорив закупочные процедуры в несколько раз. Возможность получения более выгодных ценовых условий и дополнительной экономии благодаря здоровой конкуренции.
Запуск: июнь 2018 года — первая версия, маркетплейс (апрель 2019 года — площадка ВТБ Бизнес Коннект).
Крупнейшие предприятия интенсивно вводят информационные технологии в процесс закупок. Согласно исследованию KPMG, более 63% российских компаний уже имеют план по цифровой трансформации. Тем не менее далеко не для каждого случая подходят массивные сайты под крупные закупки вроде zakupki.gov и прочие порталы, рассчитанные на большое количество заказчиков и поставщиков. Множество компаний сталкиваются с проблемой необходимости создания собственной, закрытой площадки — только с максимально подходящими поставщиками. Тем более для малоценных закупок, поскольку долгий процесс формирования и утверждения заявок и проведения процедуры на «общественной» площадке может занимать необоснованно продолжительный период.
Идеальным выходом становится онлайн-решение «закрытого типа» (допуск ограниченного числа поставщиков) для внутренних малоценных закупок. Однако разработка персональной площадки с нуля потребует месяцы работы с огромными затратами и, как правило, редко оправдывает все ожидания.
Как поступить? Обратить внимание на коробочное saas-решение c быстрым запуском и возможностью дальнейшего расширения, доработки — по фактическим потребностям заказчика. Именно такой оптимальный вариант был выбран банком ВТБ для автоматизации малоценных закупок.
Заказчик:
Банк ВТБ — одна из крупнейших кредитных организаций России, которая много лет входит в список системно значимых для отечественной экономики.
Более 500 тысяч предпринимателей регулярно пользуются услугами ВТБ. Из них более 170 тысяч сотрудничают с банком на протяжении 5 лет и более. На текущий момент юридических лиц обслуживают свыше 836 отделений, и «зона рабочего покрытия» этой кредитной организации с каждым годом растет. При этом активно взят курс на внедрение инновационных и интернет технологий в различные процессы деятельности ВТБ — Бизнес Коннект платформа также входит в число данных преобразований.
Задача:
- Необходимость оптимизировать и ускорить бизнес-процессы в закупочных процедурах банка ВТБ через Бизнес Коннект.
- Минимизировать влияние «человеческого фактора», тем самым высвободив до 50-70% времени персонала.
- Свести к минимуму количество ошибок в документации и снизить риски простоев.
- Сотрудничать с отборными поставщиками (за счет прозрачной системы рейтинга).
- Получить надежную автоматизированную систему закупок, позволяющую проводить процессы полуавтоматически и онлайн. Возможность для поставщиков подавать заявки из разных регионов с экономией времени, а значит, существенно расширить географию поиска и найти более приемлемые предложения по ценам.
- Прямая связь с внутренней учетным ПО банка (система 1С).
Решение:
Департамент Малого и среднего бизнеса ВТБ в 2016 году выбрал AGORA среди множества других провайдеров за возможность готового вендорного решения с быстрым запуском.
В декабре 2016 года было согласовано создание инновационного маркетплейса по модели Alibaba. В 2017 году велась активная работа, и уже 1 марта 2017 года был запущен маркетплейс в первой версии.
Однако практическая реализация показала, что необходимо сменить бизнес-вектор данной системы (причем, это достаточно легко сделать благодаря особенностям платформы AGORA).
Причина перестройки первой версии площадки: поставщики нуждались в полноценном онбординге и постоянном направлении больших объемов трафика на сайт. Иными словами, требовалось непрерывно поддерживать спрос на площадку и товары поставщиков от большого количества пользователей-покупателей. А подобные модели обычно влекут за собой крупные финансовые затраты.
Соответственно, в течение 2017-2018 гг было разработано и опробовано несколько моделей. Систему адаптировали под нужды современной экономики и потребности ВТБ.
Например, в этот период был внедрен ЭкспортМенеджер – модуль, который позволяет размещаться на eBay, Amazon и других сторонних площадках. Работы проводились серьезные, в том числе с заключением официального экспортного соглашения ВТБ с государственными органами.
Затем был введен в работу конструктор интернет-магазинов для SMB на площадке Бизнес Коннект ВТБ – в основном для дистрибьюторов, оптовиков. После чего в течение двух лет была проверка массы гипотез.
Рождение ВТБ Бизнес Коннект
Ближе к концу 2018 года руководство SMB департамента ВТБ приняло решение сделать для нужд банка специализированный проект на базе платформы AGORA, который позволял бы осуществлять закупки до 500 тыс. рублей. Таким образом было найдено идеальное решение для автоматизации малоценных закупок по модели маркетплейса, которые составляют существенную долю закупок банка.
Команда ВТБ Коннект и команда AGORA в начале 2019 года вели глубокую проработку процессов системы и подготавливали ее к запуску. В апреле 2019 площадка ВТБ Бизнес Коннект начала свою работу, практически сразу перейдя в стадию роста как по количеству поставщиков, так и по объемам торгов.
В 2020 году на площадке планируется провести более 30 000 закупок. А также ведется развитие возможного сотрудничества с ведущими партнерами на базе площадки, в том числе с Ростелеком и другими крупными предприятиями.
Кроме того, взят вектор на развитие полноценного маркетплейса. А это как раз то решение, которое в 2020 и последующие годы будет находиться на пике популярности. Иными словами, при небольших по сумме заявках можно и вовсе миновать процесс торгов, перейдя непосредственно в онлайн-каталог и тут же совершить заказ в системе. Принцип очень похож на Яндекс Маркет, однако с подстройкой под потребности площадки ВТБ. При этом надежность поставщиков подтверждается системой рейтинга. Если контрагент окажется недобросовестным, он теряет баллы. И при очень низком показателе вовсе не сможет участвовать в торгах. А значит, к торгам и продажам заведомо допускаются только проверенные контрагенты.
Кроме того, востребованным вариантом остается направление корпоративных маркетплейсов внутри той или иной компании. На такой площадке любой авторизованный сотрудник предприятия может приобрести себе товары по очень привлекательным ценам. Скидки могут доходить до 50-60%. Это могут быть не только товары компании, но и ее партнеров. Соответственно, ассортимент отличается разнообразием. Подобный маркетплейс закрытый, не массовый и соответствует соглашениям о публичном ценообразовании, что позволяет предоставить наилучшие условия работникам компании. Подобное решение также оказалось привлекательным для ВТБ.
Польза торговой площадки Бизнес Коннект для ВТБ банка и его контрагентов:
- Комплексная автоматизация малоценных закупок.
- Заказ и оплата онлайн, подготовка необходимых документов (соответствие законодательным требованиям).
- Интеграция с 1С и другими системами учета (Мой склад, SAP).
- Безопасные платежи не выходя из площадки. Если поставщик не доставит товар вовремя или нарушит условия договора - покупатель получит деньги обратно. Защищенные сделки escrow на базе Бизнес Коннект, банк ВТБ является независимым гарантом соглашения.
- Электронный документооборот внутри платформы, наличие возможности использования электронной подписи в облаке или через флеш-карту.
- Биллинг поставщиков.
- Export Manager позволяет поставщикам выгружать свои товары на другие торговые площадки — отечественные и международные. Например, Aliexpress и TMall, а также Яндекс.Маркет, Amazon, eBay. Таким образом Бизнес Коннект может использоваться в качестве дополнительного канала продаж. Доступны единичные и пакетные загрузки контента через XML-формат и другие типы данных.
- Встроенное приложение «Академия экспорта»: субсидии, льготы, калькулятор экспортера и другие функции в помощь компаниям-экспортерам.
- Мобильное приложение с доступом к размещению товаров, редактированию, оформлению заказов, подаче заявок и участию в торгах.
- Модуль быстрого кредитования с подачей заявки в ВТБ — онлайн через платформу.
- Аналитические сводки, свежие отчеты, моментально обновляемая информация о процессе торгов, новости и прочие уведомления.
- Разрабатывается опция маркетплейса с действующими персональными онлайн-магазинами поставщиков.
- Возможность подбора товаров и категорий через «Умный поиск» OpenSearch.
На площадке ВТБ Бизнес Коннект малоценные закупки до 500 тыс. руб. проходят по модели заявок, которые обрабатываются по более быстрой схеме, чем через закупочную процедуру на ЭТП (классических торгах). Таким образом удается избежать недельных простоев, которые обычно сопутствуют стандартным закупкам. Малоценная закупка в системе ВТБ по своей сути так же является заявкой. Но решение в данном случае может быть принято всего за 1 день.
Результат для бизнеса
ВТБ Коннект на основе AGORA — полноценный программный комплекс для цифровизации системы закупок внутри банка. Создайте на базе этой площадки отраслевые продукты – корпоративные скидочные маркетплейсы, а также маркетплейсы закупок, электронные торги по малоценным закупкам, площадки по продаже различных услуг банка, магазины для сбыта неликвида, Личные кабинеты для дилеров и дистрибьюторов и многие другие сопутствующие решения.
При этом речь идет о стабильной системе, которая может выдерживать значительные ежедневные нагрузки: малоценные закупки через онлайн-каталог с ассортиментом более 1 миллиона товарных позиций при участии свыше 21 000 поставщиков и проведении более 30 000 торговых процедур.
B2B площадка ВТБ Бизнес Коннект непрерывно масштабируется, подключаются новые расширения — с учетом различных потребностей пользователей. Однако это проходит довольно просто за счет модульности и легкой адаптивности решения на базе платформы AGORA.
Отзыв заказчика — Банк ВТБ: