Закупочный процесс – зона высокого риска из-за многоэтапности процедуры закупок и большого числа участников. Нулевого риска в закупках не бывает – всегда есть вероятность, что какой-то из процессов пойдет не по плану. Работа с поставщиками, этапы квалификации, заключение договоров на поставку – каждый из шагов в цепочке поставок несет в себе вызовы, требующие внимательного и профессионального подхода.
Эксперт по закупкам Вера Розанова расскажет, какие риски в закупочных процессах наиболее актуальны сегодня и каким образом мы можем снизить их влияние, обеспечивая эффективность и безопасность в каждом этапе закупочного процесса для предприятия.
Вера Розанова входит в число лучших профессионалов закупочной отрасли по результатам Первого Независимого Рейтинга Директоров по Закупкам «РАЭКС-Аналитика» в 2020 и 2021. Лауреат премии «Лидер конкурентных закупок», первого профессионального конкурса в сфере торгово-закупочной деятельности, объединяющего закупщиков, представителей органов власти, СМИ и общественных организаций. Номинация «За рост эффективности закупочной команды». Вера Розанова также является участником российской ассоциации директоров по закупкам (CPO Russia), членом совета профессионалов по цепям поставок (СПЦП). Имеет опыт работы в МБН Русагро, Royal Canin, British American Tobacco, Procter&Gamble.
Какие риски в закупочных процессах особенно актуальны на текущий момент?
Сегодня на повестке дня – риски, сопутствующие долгому и многоэтапному закупочному процессу. Основные категории выглядят так:
- Отсутствие поставщиков из-за сложившейся геополитической ситуации.
- Географические риски, которые актуальны для компаний с поставщиками из разных регионов.
- Информационная и кибербезопасность автоматизированных закупочных сервисов.
- Риск повышения закупочной цены (свыше 3%).
- Риск ухудшения качества закупочного сырья, товаров и услуг.
Как можно уменьшить влияние этих рисков?
Эффективное решение – локализация в закупках. Это стратегия, призванная увеличить долю местных или региональных поставщиков и производителей товаров / услуг в закупочном портфеле компании. Цели локализации в закупках –
- поддержка местного бизнеса;
- стимулирование экономического роста в регионе;
- снижение географических рисков;
- более эффективное управление качеством продукта;
- сокращение зависимости от иностранных поставщиков.
Этот подход также может способствовать сокращению времени и затрат, связанных с логистикой и транспортировкой товаров из-за рубежа. Локализация в закупках повышает качество и безопасность закупаемых продуктов или услуг за счет более тесного контроля и сотрудничества с местными поставщиками. В целом, локализация в закупочных процессах может быть важным инструментом для устойчивого развития бизнеса и поддержания партнерских отношений на местном уровне.
Подробнее смотрите в видео на YouTube канале "AGORA e-commerce и закупки" в интервью с экспертом Верой Розановой.