В период пандемии оптовый бизнес столкнулся с острой необходимостью внедрения нового программного обеспечения, которое способно оптимизировать инфраструктуру b2b-компании и в несколько раз повысить скорость, точность и качество работы персонала, чтобы избежать падения продаж. Однако разработка таких проектов является не самой бюджетной задачей, особенно с учетом роста ставок программистов, который наблюдается с начала 2020 года. В решении этой проблемы помогут SaaS-решения, способные ускорить создание b2b eCommerce системы для облачной работы предприятия онлайн – с применением лучших практик рынка, новейших технологий и разработок. Поговорим о том, как оптовым компаниям реализовать свои цели по оптимизации бизнеса, пользуясь преимуществами модели SaaS.
Модель SaaS: что это
SaaS-модель – это облачное программное обеспечение, доступное на условиях подписки. Главные преимущества, которые предлагает бизнесу модель SaaS – это достаточно бюджетная стоимость, быстрая разработка и применение лучших практик реализации eCommerce-решений. Кроме того, данная модель – это возможность обеспечить доступ к облачному решению для бизнеса всем специалистам компании, без необходимости оборудовать дополнительное рабочее место для каждого. Так сотрудники могут без проблем продолжить работу в период карантинных ограничений или на самоизоляции.
SaaS-решения – это также выгодное вложение средств для бизнеса. Ведь в случае работы по SaaS-модели нет необходимости дополнительно вкладывать средства в поддержку и обновление функций приложения: за стабильную работу SaaS-решения и постоянный доступ клиентов к серверу отвечает его поставщик. Стоимость этих услуг уже заложена в цену подписки на SaaS-решение для бизнеса, а за приемлемую плату можно дополнительно заказать поддержку и ускоренную доработку проекта.
Принципы работы бизнес-модели SaaS
Лучше разобраться с понятием SaaS модели, стоит детально изучить принципы работы проектов SaaS eCommerce. Программное обеспечение таковых – это площадки для электронной коммерции, то есть торговли через интернет. Они выполняют несколько функций:
- объединяют тысячи поставщиков и покупателей на единой онлайн-платформе (маркетплейсы);
- предоставляют клиентам круглосуточный доступ к каталогу товаров или услуг поставщика;
- позволяют управлять заказами, оплатами, доставками из личного кабинета;
- подключают по API сторонние системы вроде 1С, МойСклад, ЭДО, CRM, ERP, SAP, SRM, калькуляторы логистики и платежные шлюзы;
- имеют биллинговую систему, продакт-матчинг, умный поиск и другой функционал, необходимый для эффективной работы eCommerce-площадки;
- используют модуль «Экспорт Менеджер» для быстрого, автоматического добавления контента в каталог;
- собирают статистику, готовят отчеты и аналитику;
- имеют встроенные маркетинговые инструменты для стимулирования спроса и анализа текущих продаж для их дальнейшей оптимизации.
Разработанная на основе SaaS платформы, такая площадка быстро конфигурируется под требования заказчика, по отдельному запросу разрабатывается даже интерфейс в корпоративной цветовой гамме. Она также может предлагать привычные заказчику алгоритмы расчета цен и скидок для разных групп клиентов или автоматизацию действий персонала одновременно с оптимизацией, повышением точности и устранением дублирования процессов. При этом за стабильность, надежность, безопасность, защищенность данных проекта отвечает платформа SaaS и ее разработчики.
Преимущества и недостатки SaaS e-Commerce platform
SaaS-платформа – это облачная основа для разработки, развертывания и управления SaaS-решениями. SaaS eCommerce проекты, созданные на базе этой платформы, имеют как преимущества, так и недостатки.
Плюсы SaaS eCommerce platform и SaaS-решений для современного бизнеса – это:
- Отсутствие необходимости устанавливать специальное программное обеспечение, обновлять его, оплачивать пакет для каждого нового пользователя при расширении штата компании.
- Доступная стоимость использования платформы, быстрый запуск MVP (от 2-3 месяцев).
- Широкая персонализация под требования заказчика, с созданием привычной инфраструктуры для его персонала и клиентов.
- Управление множеством пользователей одновременно с настройкой разных уровней доступа, со стабильной работой при высокой загрузке платформы SaaS. При этом облако предусматривает возможность в дальнейшем масштабировать архитектуру кластера серверов. Это позволяет экономить при расширении экосистемы проекта и минимизировать риски простоя.
- Автоматизация и оптимизация привычных процессов отдела продаж, функций, операций с применением лучших практик рынка eCommerce.
- Простая настройка и быстрое внедрение – конфигурация под заказчика в срок от пары недель.
- Обновление системы выполняется силами и за счет поставщика SaaS платформы. Не нужно решать сложную задачу поиска, запуска и поддержки работы внутренних серверов и нагружать IT службу предприятия поддержкой и администрированием новой системы для онлайн-торговли. Для современного бизнеса это особенно актуально, поскольку внутренние IT службы компаний обычно не хотят брать на себя задачу по поддержке нового продукта (например, маркетплейса или крупного B2B портала).
- Для крупных компаний разработка и внедрение проекта SaaS eCommerce открывает обширные возможности для экономии времени и бюджета. А для стартапов или небольших бизнесов электронная коммерция SaaS позволяет быстро запустить автоматизацию и вывод продаж в онлайн с приемлемыми затратами.
- Основное преимущество – гибкая тарификация таких решений – нет нужды платить за лишние лицензии и нести прочие сопутствующие расходы.
Однако SaaS-платформа – это не только преимущества. У модели есть и недостатки:
- Для заказчика это необходимость длительного сотрудничества с поставщиком SaaS-модели и зависимость от решения для бизнеса. Хотя отдельные платформы, например AGORA, предусматривают возможность покупки сайта и приложения на сервер (On-Premise лицензия).
- Для поставщика SaaS-модели – длительная окупаемость и необходимость работы над удержанием клиентов, поскольку привлечение покупателей в бизнес-модели SaaS часто оказывается дороже, чем первая покупка каждого из них.
Этапы разработки SaaS-решений для бизнеса
Хотя запуск и внедрение SaaS-решений для бизнеса происходит очень быстро, этот процесс включает несколько этапов:
- Изучение целевой аудитории до начала разработка SaaS-решений. Это поможет выявить реальный запрос потенциальных клиентов на подобный проект, сформировать понимание необходимых им функций и возможностей приложения.
- Изучение особенностей бизнеса заказчика поставщиком SaaS-решения.
- Подготовка техзадания на создание решения, определение нужных проекту модулей, юзабилити и функциональности.
- Выбор платформы SaaS для реализации проекта. На этом этапе стоит учесть, что для разных целей необходимы разные типы SaaS eCommerce platform. Например, те системы, на основе которых реализуются b2c SaaS-решения – это не всегда подходящий вариант для задач b2b. Хотя в некоторых случаях база в виде b2b-платформы, такой как AGORA, подходит для разработки b2c, b2b и закупочных решений.
- Конфигурация SaaS-решения под заказчика.
- Запуск и внедрение проекта, онбординг персонала и клиентов.
- Дальнейшее сопровождение и техническая поддержка.
Примеры SaaS-решений
Разобраться с тем, что такое SaaS-модель и что такое SaaS-решения, проще на конкретных примерах. Примеры таких решений – это:
- Облачные хранилища данных, например Яндекс.Диск, Dropbox или Google Drive, которые предоставляют в пользование место на сервере за небольшую ежемесячную плату, то есть на условиях подписки.
- Системы для управления персоналом или клиентским обслуживанием – такие как РосБизнесСофт, AmoCRM, Hubspot, Salesforce, ERP, ОЛИМП, Контур, Yaware, Worksection.
- Сервисы, предоставляющие рабочую инфраструктуру для создания дизайна или разработки проектов – Canva, Figma, GitHub.
- И, наконец, платформы для создания b2c и b2b eCommerce-приложений и закупочных площадок – WooCommerce, Bitrix, Shopify, OpenCart, Magento (с очень высокой стоимостью) и оптимальная по условиям AGORA.
Все эти решения предлагают заказчикам быстрое развертывание собственного проекта на базе существующего сервиса, что экономит время и средства. Но, в отличие от всех этих площадок, только AGORA предоставляет комплексный сервис, используя собственные команды по разработке, внедрению, онбордингу, техподдержке, аналитике и дизайну.
Заключение
Таким образом, модель SaaS для b2b бизнеса – это возможность получить все преимущества готового решения с применением лучших практик рынка электронной коммерции и учетом особенностей, ожиданий и предпочтений клиентских компаний. Что еще важно, в случае с моделью SaaS – это ведет не только к быстрой реализации решения, но и к сокращению операционных затрат благодаря оптимизации бизнес-процессов, а также повышению скорости, точности и эффективности труда. А при необходимости компания в любой момент может приобрести лицензию On-Premise вместо SaaS. Такие решения доступны как для крупного бизнеса, так и для автоматизации СМБ компаний.