В первые несколько лет создание и развитие собственного бизнеса, особенно в оптовом сегменте, поглощает практически все ваше время. Рост продаж, выход онлайн, обслуживание клиентов требуют постоянного внимания.
Но если компания уже состоялась и основные бизнес-процессы налажены, систематически тратить время сна на изучение квартальных отчетов неразумно. Отсутствие отдыха ведет к выгоранию и депрессии, не говоря уже о неспособности принимать рациональные решения, руководствуясь логикой и здравым смыслом.
Как же уйти от необходимости постоянно лично контролировать работу персонала? Как освободить больше времени для более важных задач, перезагрузки и отдыха в конце концов?
Выходите за рамки вчерашнего мышления и переходите на качественно новый уровень — масштабируйте бизнес!
Способы масштабирования бизнеса: 5 ключевых составляющих
1. Автоматизация
Автоматизация бизнес-процессов — отличная стартовая точка для экономии времени (а значит, денег и других ресурсов компании). Автоматизация приносит резкое сокращение операционных расходов: всего пара минут, выигранных в цикле повторяющегося процесса, умноженная на десяток сотрудников в масштабе месяца способна превратиться в полноценную 40-часовую неделю дополнительного рабочего времени.
Автоматизировать нужно не только цикличные процессы, но и более сложные — такие, как маркетинг. К тому же для этого существуют эффективные инструменты, которые уже адаптированы к условиям российского рынка и протестированы сотнями b2b-компаний.
Модульные платформы с инструментами, которые способны значительно облегчить жизнь владельцу оптового бизнеса, предлагает AGORA — российский разработчик решений для электронной коммерции. Такие платформы предусматривают широкую автоматизацию и позволяют значительно экономить ресурсы компании. Это происходит в частности за счет быстрого онбординга клиентов, который обеспечивает AGORA: благодаря этому полноценную работу с платформой можно начать уже через пару недель.
Хоть это и очевидно, мы все равно это скажем: чем больше вы инвестируете в настройку автоматизации и оптимизации процессов сегодня, тем проще будет масштабировать ваш бизнес завтра.
2. SaaS-технологии
Выход компании онлайн — это перемещение всех данных в распределенные облачные хранилища и доступ к ним через интернет, с использованием программного обеспечения по подписке, по принципу Software-as-a-Service. Преимущества SaaS — не только удаленный доступ из любой точки мира, но и скорость доступа на сервер, а также высокая эффективность работы. И самое главное — простая масштабируемость бизнеса в нужный момент.
SaaS-технологии — это готовые решения, которые позволяют быстро увеличить штат и тут же обеспечить новому персоналу онлайн-доступ к базам данных и аналитике, необходимым для работы, с любого компьютера. Без этого рабочее место должно отвечать серьезным требованиям к мощности и объемам дискового пространства, нуждается в установке и настройке специального ПО, загрузке баз данных компании. Кроме того, это бесконечная выгрузка и перенос данных с компьютера на компьютер через «флешки», вместе с бумажным документооборотом и завалами «важных и нужных» бумаг в каждом кабинете.
С подпиской же все сотрудники получают одновременный доступ к работе над одними и теми же данными, а по мере роста вашего бизнеса IT-ресурсы будут легко расширяться. SaaS-технологии удовлетворят растущие требования к пропускной способности, обеспечивая компании возможность продолжать эффективную работу одновременно с ростом и расширением.
3. Долгосрочная финансовая перспектива
Очевидно, что выживание в долгосрочной перспективе будет обеспечено в том случае, когда ваши доходы будут превышать расходы. Однако если вы уже получили прибыль, не спешите уводить эти средства от бизнеса. Если вы рассчитываете на масштабирование бизнеса, одновременно с ростом продаж откладывайте деньги на реинвестирование: они придут на помощь в тот момент, когда компании понадобится увеличение ресурсов.
Планируйте расходы на год вперед и заранее создавайте резервы под каждый месяц фиксированных затрат. Это позволит вам свободно распоряжаться прибылью, сохраняя безопасность управления финансами. Кроме того, так вам не потребуется срочно искать внешних инвесторов для масштабирования и вы сможете сохранить контроль над большей частью своей компании в будущем. В конце концов, продать часть акций или взять кредит можно в любой момент.
4. Эффективная воронка продаж
Продажи и постоянные покупатели — то, что обеспечит постоянные и стабильные доходы компании. Совершенствуйте воронку продаж, шлифуя каждый шаг — от снижения себестоимости и увеличения маржинальности продукции до послепродажного обслуживания клиентов.
Уделяйте даже больше внимания сервису после заключения сделки. Ведь клиентов, совершивших покупку однажды, проще превратить в постоянных: они будут стоить компании на 80% дешевле, чем привлечение новых, которых понадобится «подогревать».
Эффективная воронка продаж включает 3 составляющих:
- Осведомленность — максимум информации о вас и ваших товарах. Предоставьте покупателям качественный контент, помогающий им в выборе, с изображениями и подробным описанием.
- Оценка — возможность сравнения и сопоставления аналогов. Предлагайте умный поиск по каталогу, позволяющий сравнить и оценить характеристики нескольких товаров, быстро подобрать аналог при отсутствии нужной позиции.
- Принятие решения. Используйте этот этап для апсейла, предлагайте сопутствующие товары, бонусы и скидки на следующую покупку, чтобы сделать клиентов постоянными.
Совершенствуйте каждую фазу воронки, доводите ее до идеала и автоматизма: именно это будет основой для масштабирования бизнеса вашей компании.
5. Позиционирование сайта как отдельного продукта
Большинство компаний воспринимает свой сайт как визитную карточку, тогда как онлайн-платформа — это отдельный продукт, который требует отдельных ресурсов на разработку, запуск, внедрение и постоянное улучшение.
И если разработку, запуск и внедрение упрощают готовые решения, то «домашнюю работу» — изучение поведения посетителей, опрос пользователей и анализ их отзывов, доработку инфраструктуры площадки для улучшения интерфейса и опыта работы с сайтом — компании придется выполнять самостоятельно.
Постоянное улучшение интерфейса под задачи клиентов — залог того, что вашему сайту не потребуется переезжать на новую, оптимизированную площадку всего через пару лет. Однако если переезд все же назрел, b2b-компании стоит рассмотреть возможность запуска собственного b2b-маркетплейса.
Оптовый маркетплейс будет эффективно работать на компанию, обеспечивая все условия для оптимизации бизнес-процессов и качественного обслуживания клиентов. Это единая платформа для работы с партнерами и клиентами, а также управления персоналом. Перенос бизнес-процессов b2b-компании освободит ресурсы топ-менеджмента. Руководителю останется лишь рационально распределять полученную прибыль, обеспечивая своему бизнесу долгосрочную финансовую перспективу.
Маркетплейс — актуальное решение для b2b-рынка
Современные b2b-площадки — это многофункциональное решение, избавляющее владельца b2b-компании от головной боли, хронической бессонницы, нервного тика глаза и других заболеваний, распространенных в бизнес-среде.
Мы не утверждаем, что это панацея. И все же единая платформа для реализации 95% бизнес-задач — это огромное облегчение и основа как для быстрого и легкого старта, так и для беспроблемного переезда существующего предприятия онлайн, одновременно с оптимизацией и ускорением всех этапов работы:
- инструменты автоматизации и оптимизации бизнеса;
- настраиваемый каталог с продуманным поиском;
- возможность автоматически рассчитывать цены и скидки по сложным, нелинейным алгоритмам с учетом множества факторов;
- интеграцию с ERP, системами складского учета для отображения всех изменений в наличии товаров и работе с клиентами;
- решение финансовых вопросов через платформу благодаря подключению платежных шлюзов;
- электронный документооборот с возможностью использовать цифровую подпись и обмениваться сопровождающими сделку документами в удаленном режиме;
- синхронизацию со сторонними торговыми платформами и маркетплейсами — Ozon, Яндекс.Маркет, AliExpress, Amazon, eBay — позволяя аккумулировать все управление продажами на единой площадке;
- широкий набор инструментов digital-маркетинга, от персонализации работы с покупателями до механизмов стимулирования спроса через акции, скидки, бонусы, программы лояльности;
- интеграцию с предложениями логистических компаний и возможность рассчитывать и заказывать доставку;
- широкие возможности для аналитики через сбор данных и автоматическое формирование отчетов в системе.
В силу комплексности и многофункциональности платформы разработка b2b системы требует большого опыта. По сути у вас есть два пути: купить готовую площадку или пойти по пути разработки, погрузившись во все детали создания платформы под требования своей компании.
Вместе с тем, оптимальным пожалуй будет третий вариант, предлагающий лучшее из доступного на рынке — модульные платформы, позволяющие быстро «собрать» оптовый сайт из отдельных элементов.
Такие платформы от компании «Агора» позволяют не только подключить все функции маркетплейса, но и адаптировать его возможность под существующие рабочие процессы, а интерфейс — под фирменный стиль предприятия.
Возможности решений AGORA включают:
- автоматизацию и оптимизацию: модульная платформа переносит большинство бизнес-процессов компании онлайн и позволяет улучшить их путем устранения лишних шагов, тем самым ускоряя работу почти в два раза;
- работу в облаке: доступ ко всем функциям платформы осуществляется не только с любого компьютера, но и с любого устройства благодаря мобильной адаптации с сохранением полноценного интерфейса;
- усовершенствованную воронку продаж: каталог позволяет быстро заводить товары по артикулам, подтягивая описание и характеристики автоматически; функция сравнения позиций и подбора аналогов позволяет выбирать лучшее и находить замену; а маркетинговые инструменты — сопровождать сделку интересными предложениями для стимулирования повторной покупки.
- управление всеми бизнес-процессами из одного окна, с работой всего предприятия на единой платформе.
Доступная по стоимости, простая и быстрая во внедрении платформа адаптирована к вашим потребностям, обеспечит вам основу для экономии бюджета компании за счет оптимизации расходов. Именно такие решения и станут залогом ваших долгосрочных финансовых перспектив в масштабировании бизнеса.