button-top-arrow
agora-logo
Заполните форму либо позвоните по
телефонам 8 (800) 200-53-20,
8 (495) 128-99-39 или отправьте письмо на
наш e-mail: info@agora.ru
8 495 128 99 39
email help@agora.ru
Создание площадки для B2G

2 февраля 2024 г.

11 мин 553

2 февраля 2024 г.

Как разработать электронную площадку для B2G сегмента

Цифровизация затрагивает все сегменты бизнеса, и B2G – не исключение. Однако в B2G (Business-to-Government) много особенностей и специфики, потому что клиентами B2G бизнеса становятся государство и компании с госучастием.

С начала 2023 г. в России объем госзакупок сохраняет положительно устойчивые результаты. По отчету Минфина РФ к III кварталу 2023 г. заключено 2,4 млн контрактов, это на 12% больше, чем в 2022 г. Преимущественное количество торгов приходится на сферы медицины, строительства и машинного оборудования.

Можно сказать, что B2G – часть B2B процессов, он открывает дополнительные точки роста и перспективы для крупного и среднего предпринимательства в сфере б2б. Специфичный процесс взаимодействия между поставщиками и заказчиками в лице госсектора упрощают электронные торговые площадки. ЭТП предоставляют платформу для проведения закупок и торгов широкому кругу потенциальных заказчиков и упрощают процедуру sourcing.

Актуальность B2G площадок

Изменение экономики РФ под влиянием геополитических факторов сближает государство и частные компании, стимулирует развитие взаимовыгодных отношений и, соответственно, рост B2G бизнеса. Пример –  активное сотрудничество государства с it-компаниями для создания цифровой среды и развитие инновационных технологий.

Цифровизация и импортозамещение – одни из основных целей развития экономики РФ (согласно указу президента № 474 от 21.07.2020 г. о целях развития РФ к 2030 г.). К 2025 г. планируется достижение технологического суверенитета: замена зарубежного ПО. Основные направления гос. диджитализации: облачные системы, использование BigData, роботизация, оцифровка рутинных операций, баз данных, расшифровка архивов и т.д.

изменение экономики РФ под влиянием геополитических факторов сближает государство и it компании

Госсектор все чаще обращается к российским разработчикам информационных систем, сервисов оказания услуг. Уже внедрены и продолжают развиваться десятки ГИС (государственные информационные системы), создается российская Кремниевая долина, в одном из зданий которой будет располагаться и офис AGORA. Так, по данным TAdviser, в октябре 2023 г. количество проектов в госсекторе по внедрению ЭДО, BPM и BI-систем, способов видеоконференцсвязи и других различных учетных систем достигло 7,5 тыс.

Благодаря такому партнерству, государство может использовать экспертизу и ресурсы бизнеса для достижения своих стратегических целей, а b2g компании получают доступ к государственным контрактам и привилегиям, способствующим их росту и развитию. При этом государство вводит меры поддержки бизнеса и тщательно проверяет поставщиков ПО. В 2022 г. Минцифра уже меняла правила аккредитации для компаний, входящих в реестр российского программного обеспечения. Летом 2023 г. проводились дополнительные проверки для подтверждения соответствия требованиям. AGORA – несколько лет является аккредитованной IT-компанией и участником единого реестра Минкомсвязи.

В итоге госсистема цифровизирует себя изнутри и выступает заказчиком товаров и услуг через электронные торговые площадки по 44-ФЗ и 223-ФЗ. Так, через электронные B2G площадки можно:

  • предоставлять услуги по строительству;
  • арендовать гособъекты;
  • оказывать лизинговые услуги;
  • предоставлять товары и услуги для образовательных учреждений, здравоохранения, машиностроения, объектов муниципалитета.

Бизнес модель B2G – приоритетный вектор развития для компаний. Бизнес для государства также помогает обеспечить эффективное регулирование и создание условий для устойчивого экономического развития.

Преимущества и специфика работы с госсектором

Основной инструмент взаимодействия с госсектором – закупки. Для упрощения процесса сделок между бизнесом и государственными организациями используются b2g электронные торговые площадки. Помимо очевидных преимуществ сотрудничества с госкомпаниями – долгосрочные, надежные взаимоотношения и рост репутации на рынке – есть дополнительные плюсы в использовании ЭТП для B2G сегмента.

  1. Прозрачные конкурентоспособные сделки и снижение коррупции. Не секрет, что сфера b2g привлекает ненадежных поставщиков, поэтому безопасность – один из приоритетов. А кибербезопасность –  долгосрочный тренд во всех сферах бизнеса. На онлайн-площадке обеспечить безопасность проще: данные хранятся в защищенных базах, все этапы сделки и согласования, оценка и выбор поставщика товаров и услуг проходят в электронном виде. Такой подход исключает вмешательства третьих сторон и контролирует сделку на каждом этапе. Также B2G онлайн-площадки позволяют более эффективно отслеживать и контролировать исполнение обязательств со стороны бизнеса, учитывать приоритеты клиентов.
  2. Онлайн-площадки ускоряют и упрощают процесс взаимодействия между бизнесом и государством (электронные торги, аукционы, редукционы), экономят время и ресурсы обеих сторон. Участвовать в закупке можно из любого региона, без физического присутствия: компании могут легко и быстро отправлять заявки, получать необходимые документы и разрешения, проводить онлайн-транзакции.
  3. Разнообразный выбор подрядчиков для госзаказов, развитие экономики и бизнеса. Так как B2G платформы предоставляют возможности участия не только крупному бизнесу, но и СМП, это расширяет выбор и качество предложений для государственных заказчиков, помогая выбрать подходящих поставщиков. А компаниям – использовать госзакупки как дополнительный рынок сбыта.
  4. Снижает финансовые и временные затраты всех участников закупки. Электронные B2G площадки автоматизируют процессы заключения и исполнения контрактов, упрощают процедуры подачи документов и минимизируют бумажный документооборот, сокращают затраты на обслуживание. Онлайн коммуникация занимает меньше времени.

Преимущества использования электронной площадки для b2g

Однако необходимо учитывать специфику b2g сферы:

  • Пока не очень гибкая, присутствует бюрократия. В госкомпаниях принятие решений проходит множество этапов, процесс может затягиваться и затруднять оперативную реализацию проектов B2G.
  • Зависимость от государственной политики. Изменения в правилах закупок, финансировании или стратегии требуют быстрого реагирования и изменений в бизнес-планах компаний-поставщиков.
  • Строжайшие условия контракта, которые необходимо соблюдать, чтобы не получить штрафы и не попасть в РНП.
  • Некоторые государственные организации не всегда могут оперативно произвести оплату, что может негативно сказываться на финансовом положении компании-поставщика, если такие риски не были предусмотрены.

Реализация B2G площадок строго регламентирована. После разработки и внедрения B2G электронной площадки необходимо пройти ее официальную государственную регистрацию. Список всех ЭТП, отобранных для публикации сведений о торгах, проводимых для обеспечения государственных и муниципальных нужд, находится на официальном сайте «ЕИС Закупки» (zakupki.gov.ru).

На начало 2024 года на сайте единой информационной системы опубликованы следующие официальные B2G площадки:

  1. Сбербанк-АСТ
  2. Российский аукционный дом (РАД)
  3. Автоматизированная система торгов государственного оборонного заказа АСТ ГОЗ
  4. Единая электронная торговая площадка («Росэлторг»)
  5. ТЭК-Торг
  6. Фабрикант: смотрите кейс площадки Фабрикант на базе платформы AGORA в списке наших ключевых проектов
  7. РТС-Тендер
  8. Газпромбанк (ЭТП ГПБ)
  9. Общероссийская система электронной торговли (ZakazRF)

Проводить закупки для нужд госсектора допускается только на вышеуказанных площадках. В то время как сведения обо всех подобных закупках, относящихся к обеспечению потребностей государственных компаний, должны также в обязательном порядке публиковаться в базе «Единой информационной системы в сфере закупок».

При этом возможно создание гибридной системы для ускорения и цифровизации закупочной деятельности. Так, сбор и формирование потребностей на закупки, а также создание плана и проведение подготовительных этапов закупочных процедур возможно с помощью собственной SRM системы на базе платформы AGORA. После чего заранее подготовленную процедуру закупки B2G можно завершить на одной из официальных площадок (к примеру, РТС-тендер, Фабрикант, Сбербанк-АСТ и др.). После чего возможно вновь внести данные о проведенной закупке B2G в свою внутреннюю SRM систему. Проще говоря, возможен вариант создания собственной SRM системы на базе платформы AGORA, которая не требует обязательной госрегистрации и может взаимодействовать с официальными крупными B2G торговыми площадками. Это позволит получить максимальную цифровизацию, ускорение и удобство проведения закупок для нужд государственных компаний, при этом не затрачивая много временных и финансовых ресурсов на реализацию собственной ЭТП B2G и без необходимости ее последующей обязательной государственной регистрации.

Для опытных и уверенных поставщиков, учитывая особенности сферы и ее преимущества, b2g станет хорошим вектором развития и точкой роста. Для среднего и мелкого бизнеса подойдут региональные закупки и участие в тендерах, которые предназначены именно для СМП, без участия крупный компаний.

Этапы разработки B2G площадки

Закупки могут проходить как на государственных электронных площадках, так и на частных ЭТП. Для любого процесса закупок важно наличие SRM-системы. Это первоочередный инструмент цифровизации и контроля закупочного процесса. SRM автоматизирует каждый этап sourcing, сокращает проведение закупочных процедур, расходы, анализирует и верифицирует поставщиков. SRM-системы интегрируются с ЭТП. Команда AGORA разрабатывает SRM как отдельное решение, так и в качестве модуля для электронного магазина малых закупок.

srm как отдельное решение и как модуль для электронного магазина

Электронные гос. площадки имеют особые требования и правила, установленные законодательством, и сложную систему. Некоторых поставщиков, особенно из крупного бизнеса, это может отталкивать. Однако в рамках закона закупки по 44-ФЗ и 223-ФЗ можно проводить на частных площадках, если они соответствуют заданным критериям и требованиям. Такие частные ЭТП (в том числе закупки малого объема, корпоративный интернет-магазин) для закупок, реализации неликвидов разрабатываются на базе платформы AGORA. Они гораздо привлекательнее для бизнеса, потому что:

  • адаптируются под потребности и задачи компании (это самое главное преимущество);
  • не нужно платить посреднику, 
  • устанавливаются выгодные условия и цены, меньше расходов;
  • больше контроля со стороны владельца платформы.

Онлайн площадку можно полностью разработать с нуля под себя, но быстрее и дешевле – сделать на базе готовой платформы AGORA, с ускоренным вводом в эксплуатацию и большими функциональными возможностями.

Как это работает?

Один из вариантов – когда закупщик не размещает заявку, а ищет предложения на КИМ, изучая прайсы, условия и оценивая поставщиков по необходимым критериям. Например, Почта России и Газпром работают по схеме КИМ для закупок малого объема. А у региона или области могут быть свои электронные магазины. В отчете Минфин отмечается значительное увеличение закупок через электронный магазин. К началу 2024 года уже прошло более 10  тыс. контрактов, для сравнения, в 2022 г. – всего 450. 

По своей архитектуре  КИМ – маркетплейс, но для закупок малого объема. Разработка B2G площадки не станет сложной задачей, если обратиться к опытному и надежному вендору AGORA.

главные этапы разработки электронной торговой площадки (этп)

Основные этапы разработки

  1. Анализ требований и потребностей заказчика, подготовка технического задания. Компании необходимо определить закупочные процедуры, которые будут проходить через ЭТП, какие доступы будут у сотрудников, сформировать требования к функциям онлайн-площадки.
  2. Планирование и организация процесса разработки. Команде необходимо изучить, как проходят закупки в компании. Но т.к. у компании AGORA более 10 лет опыта внедрения отраслевых закупочных площадок для разных сфер бизнеса, этот этап происходит предельно быстро, по сравнению с планированием разработки с нуля.
  3. Проектирование архитектуры платформы. Продумывается архитектура решения, предусматриваются все возможные нюансы: специфика интеграции будущей площадки с SRM, ERP, ЭДО, ЭП и прочие особенности с учетом внутренней специфики построения закупочных процедур у заказчика решения. Можно настроить параметры процедуры, этапы отработки заявок, классификацию сотрудников отдела закупок. Выполнить настройки со стороны поставщиков, P2P-закупок, этапы проверки благонадежности контрагентов (комплаенс), этапы квалификации (в зависимости от наличия и особенностей SRM) и множество иных важных нюансов. Если требуется более кастомизированное решение с изменениями кода, сначала разворачивается базовая версия, код которой дорабатывается до необходимых характеристик.
  4. Разработка и тестирование. На этапе MVP платформа сразу внедряется в работу и проходит «обкатку» в эксплуатации. Проект как полноценно работающий выходит на рынок, тестируется на практике непосредственно в процессе закупок, затем дорабатывается с учетом обратной связи и масштабируется. 
  5. Сопровождение и поддержка. Команда AGORA не оставляет клиентов один на один с системой, мы оказываем техническую поддержку и проводим онбординг сотрудников компании-заказчика системы.

цикл закупочных процедур

Сначала мы рекомендуем использовать платформу на условиях SaaS подписки до полного тестирования системы. При необходимости наши клиенты имеют возможность выкупить On-Premise лицензию (на свои сервера), либо дальше работать по подписке. 

Запустить собственную SRM и ЭТП с AGORA намного выгоднее по стоимости и по времени разработки, чем разрабатывать и внедрять подобное решение с нуля. При этом на площадке уже будут учтены требования госкорпораций и компаний с госучастием, которые они предъявляют к онлайн-системам проведения закупочных процедур.

Ознакомьтесь с отраслевыми решениями, функциональными возможностями платформы AGORA и интересными кейсами на сайте, чтобы выбрать лучшее решение для вашего бизнеса.

Или оставьте заявку в форме обратной связи.

Читайте также

agora-white-logo
Заполните форму либо позвоните по телефонам
8 (800) 200-53-20 , 8 (495) 128-99-39 или отправьте письмо на наш e-mail: info@agora.ru
Заполните форму либо позвоните по
телефонам 8 (800) 200-53-20,
8 (495) 128-99-39 или отправьте письмо на наш e-mail: info@agora.ru