Сегодня поставщики все активнее вовлекаются в программы устойчивого развития компаний, осуществляющих закупки товаров и услуг. Компании-закупщики, которые оценивают своих поставщиков по «зеленым» и социальным критериям, минимизируют негативное воздействие на окружающую среду и общество, повышают конкурентоспособность своего продукта благодаря ESG статусу.
Мы взяли интервью у эксперта-практика Веры Розановой о том, как экономическая устойчивость компаний зависит от грамотно выстроенного процесса устойчивых закупок.
Вера Розанова входит в число лучших профессионалов закупочной отрасли по результатам Первого Независимого Рейтинга Директоров по Закупкам «РАЭКС-Аналитика» в 2020 и 2021. Участник российской ассоциации директоров по закупкам (CPO Russia), член совета профессионалов по цепям поставок (СПЦП). Имеет опыт работы в МБН Русагро, Royal Canin, British American Tobacco, Procter&Gamble.
Что подразумевается, когда говорим про устойчивое развитие в закупках?
Это закупки, которые осуществляются с учетом экологических, социальных и экономических аспектов: энергоэффективность, использование возобновляемых источников энергии, достойные условия труда, справедливая оплата, социальная ответственность.
Эффективная стратегия устойчивого развития в закупках включает:
- Сотрудничество с надежными поставщиками, которые соответствуют стандартам устойчивости и придерживаются ESG принципов.
- Учет экологических характеристик и полного жизненного цикла продукта при оценке его экологичности.
- Инвестиции в экологические инновации, внедрение практик экономики замкнутого цикла (повторное использование и переработка продуктов).
- Продвижение ответственного потребления, обучение устойчивому развитию поставщиков и сотрудников компании.
- Взаимодействие с местными социальными сообществами, поддержка справедливых устойчивых закупок.
Какие риски связаны с понятием устойчивых закупок?
Эффективное управление рисками в цепочке поставок – один из ключевых моментов обеспечения экономической устойчивости компаний. В закупочной деятельности предприятиям приходится сталкиваться с такими рисками, как:
- Поиск новых поставщиков, соответствующих стандартам устойчивости.
- Дополнительные затраты на заключение партнерства с устойчивыми компаниями.
- Технологические сложности и риск неудачных инноваций в области ESG.
Однако выбор в пользу устойчивого развития в закупках дает ряд выгод компаниям:
- Снижение рисков при экспорте товаров.
- Повышение доступа к банковским займам.
- Улучшение репутации бренда.
- Снижение законодательных рисков.
Согласно исследованию Edelman, 71% покупателей откажутся от продукта, если политика компании-производителя ставит прибыль выше всеобщего блага. Сегодня корпорациям выгодно придерживаться устойчивого развития.
Как повысить точность планирования закупок и какие инструменты использовать?
- Используйте закон Парето (больше известный как правило “20% усилий дают 80% результата”). Сосредоточьтесь на принципиальных факторах, что приведет к достижению более значительных результатов.
- Определяйте приоритетные категории закупок на основе анализа данных и истории поставок.
- Плотно взаимодействуйте с отделами планирования, финансов и бюджетирования, чтобы оптимизировать закупочные процессы.
- Анализируйте предыдущие закупки по объему, частоте, динамике цен.
- Создайте план закупок, регулярно мониторьте и согласовывайте отклонения.
- Внедряйте сценарное планирование, которое позволяет быстро адаптироваться к неопределенности и реагировать на изменения рынка.
Какие показатели необходимо отслеживать, чтобы контролировать эффективность закупок?
Цели в области закупок устанавливают руководители или сами закупщики. Стандартно целевые показатели ставятся на год, но пересматриваются каждый квартал + оцениваются ежемесячно.
Приверженность формату устойчивых закупок обеспечивает соблюдение основных экологических и социальных ценностей компании. Это повышает жизнеспособность бренда в долгосрочной перспективе и увеличивает его стоимость на 15–30%.
Подробнее об этом смотрите в видео-интервью с экспертом Верой Розановой на YouTube канале "AGORA e-commerce и закупки".