Разработка B2B системы – это зачастую первое, что приходит на ум руководству компании, решившей выйти на путь диджитализации бизнеса и перехода в онлайн. Подобный выбор понятен. Поскольку еще несколько лет назад попросту не было больше способов, кроме создания сайта либо онлайн-системы «своими силами».
Такое решение может стать оправданным. И, без сомнения, имеет свои плюсы:
Однако кастомная разработка имеет целый ряд недостатков, среди которых:
- Сложность найти опытных разработчиков либо веб-студию. Подходящие профессионалы, которые предлагают именно индивидуальные разработки с нуля, ставят высокие ценники за свою работу. Между тем, мало кто из них способен погрузиться максимально глубоко в особенности бизнеса конкретной компании. В итоге предприятие все равно получает шаблонные опции своего инструмента e-commerce.
- Основная сложность разработки b2b-платформ – это бизнес логика, а веб-студии не делятся своими наработками. Поэтому их архитектура и алгоритмы имеют слишком узкий объем эксплуатации. В то время как SaaS решения адаптированы под множество компаний-пользователей, каждая из которых ежемесячно получает доработки и улучшения. Соответственно, saas-система становится все более совершенной и бизнес-ориентированной.
- Задействовать собственные силы? IT-отдел оптовой компании очень редко бывает готовым к задачам, которые ставятся в рамках кастомной реализации платформы.
- Кастомные платформы отличаются высокой нестабильностью в работе, а также нередки случаи сложности интеграции со сторонними сервисами. К примеру, сравнительный анализ всегда показывает преимущество коробочного SaaS решения как в плане стабильности, так и с точки зрения взаимодействия с внешним ПО.
- Готовая оптовая система, в которую будет вложено много сил, финансов и ценных ресурсов, может не оправдать ожиданий. Причина банальна: несоответствие слишком высоких вложений полученным результатам. Отсюда вытекает потребность в доработках, которые также будут стоить немалых затрат. Между тем сроки запуска нередко затягиваются на целые месяцы.
В то время как конкуренты, многие из которых уже внедрили готовые b2b системы оптовой торговли, будут получать видимые результаты от запущенного коробочного решения.
Способна ли готовая B2B «из коробки» закрыть все потребности бизнеса?
Даже не проводя сравнительный анализ B2B платформ, можно понять, что уже готовое решение имеет массу преимуществ. Особенно в сравнении с кастомной разработкой:
Иными словами, оптовая платформа коробочного типа является полностью готовым к внедрению программным продуктом. Причем, решение приобретается единовременно и уже включает в себя все необходимые функции и модули.
Кроме того, вендор-поставщик также обеспечивает помощь во внедрении и обучение сотрудников компании работе с ПО. А также предоставляет техподдержку покупателю и развертывание дополнительных модулей (в зависимости от конкретного тарифа).
Покрывая потребности широкого круга b2b-пользователей, подобная система становится превосходным вариантом. И подходит как для крупных корпораций, так и для небольших компаний.
Между тем, есть еще более перспективный вариант среди готовых B2B систем. Сюда относятся оптовые платформы по модели SaaS, в том числе с удобной мобильной версией. Это возможность приобретения готового онлайн-продукта в аренду. Достаточно лишь вовремя оплачивать и продлевать тарифный план. А все вопросы, в том числе связанные с поддержанием технической работоспособности серверов и другими IT-нюансами, решает поставщик B2B SaaS-услуг. Таким образом, покупатель получает прямую экономию на техническом и аппаратном оснащении. Что немаловажно — отсутствует необходимость в найме и выплате регулярной зарплаты IT-персоналу по настройке и контролю состояния платформы.
Для сравнения: SaaS платформы предусматривают наличие группы внедрения — команды специалистов, которые оптимизируют все процессы после развертывания. А также проводят обучение работе с платформой и онбординг клиентов компании-заказчика. Группа SaaS напрямую заинтересована в успехе задач, поскольку имеет строгие KPI и SLA по запуску. В отличие от веб-студии, которая выполняет только ТЗ по кастомной разработке и не более, — внедрение остается неполным. И вновь коробочное решение по подписке опережает.
В суммарном выражении именно такой способ оказывается в десятки раз выгоднее, чем разработка собственного программного обеспечения. И в несколько раз удобнее и доступнее по цене, чем приобретение коробочной системы единовременно. Не говоря уже про максимальную легкость внедрения. И ускорение диджитализации бизнеса с онлайн-доступом через привычный для сотрудников браузер.
Анализ B2B платформ из сектора готовых решений
Характеристики для оценки | Готовая B2B платформа по подписке SaaS | Коробочное решение |
---|---|---|
Базовый функционал для основных бизнес-процессов с первого дня работы |
+ | - |
Техническая поддержка | + | +/- |
Обучение работе с B2B-платформой |
+ | - |
Добавление модулей при необходимости |
+ | +/- |
Интеграция с 1С (ERP), CRM и др. внешними системами |
+ | + |
Развертывание от 7 дней и менее | + | +/- |
Высокая производительность | + | - |
Безопасность после внедрения обеспечивается со стороны вендора |
+ | - |
Кастомизация | +/- | + |
Размещение на собственной платформе заказчика |
- | + |
Возможность работы из любой точки мира, с любого устройства с доступом к сети Интернет |
+ | - |
Отсутствие затрат на содержание серверов, внедрение дополнительного программного обеспечения, резервной линии связи и т.п. |
+ | - |
Низкий порог вхождения по стоимости |
+ | +/- |
Возможность масштабирования и роста |
+ | - |
«Умный» поиск и другие опции для максимального удобства использования |
+ | - |
Возможность быстрой проверки бизнес-гипотезы за счет оперативного запуска и + +/- активной работы уже в течение первых 2-4 недель |
+ | +/- |
Наличие конфигуратора функциональности, запуск MVP без доработок (за счет чего снижаются риски и стоимость). |
+ | - |
Даже при беглой оценке анализа B2B платформ можно понять, что при прочих равных возможностях, выигрывает именно b2b-система по SaaS подписке.
Например, система на базе платформы AGORA также будет являться готовым решением «из коробки» по принципу SaaS. При этом версию всегда можно дополнить и доработать, с учетом потребностей и объемов деятельности той или иной организации. Например, по числу товаров и сопутствующих категорий, по количеству регулярно заказывающих контрагентов и прочим важным атрибутам. Иными словами, готовое решение «под ключ», но с возможностью дополнения модулей и адаптации под определенные бизнес-запросы.