Информационно-аналитический портал TAdviser изучил наиболее востребованные SRM-системы и определил основные драйверы рынка автоматизации закупочной деятельности в 2024-2025 году. По результатам обзора SRM AGORA вошла в ТОП-3 лучших российских вендоров систем управления закупками и в ТОП-100 крупнейших поставщиков заказной разработки ПО в России (по результатам исследования рынка).
Все самое интересное и полезное из обзора TAdviser мы собрали в этой статье.
Основные драйвера роста рынка SRM-системы
- Геополитика и санкции
Уход западных вендоров ИТ-решений заставил многие российские компании перестроить свои операционные, логистические и закупочные процессы, и полностью заменить зарубежное ПО отечественными аналогами.
- Расширение функциональности SRM
Наиболее популярными на рынке стали системы S2P, P2P, S2C, Procure to Order. Это отдельные модули, которые объединяются в комплексную SRM-систему, охватывая полный цикл закупок. Они обеспечивают автоматизацию закупочных процессов, упрощают взаимодействие с поставщиками, повышают эффективность управления поставками.
Рыночные тренды
- Рост интереса к быстрым закупкам
Это привело к активному развитию В2В-маркетплейсов, где бизнес может покупать в один клик, так же быстро, как покупатели в интернет-магазине.
- Внедрение системы управления НСИ
Ключевые закупочные функции объединяются в едином пространстве, интегрированном с ERP и ЭДО заказчика, в основе которого лежат централизованные номенклатурные справочники НСИ.
- Спрос на on-premise
Востребованность модели on-premise обусловлена опасениями компаний-заказчиков относительно вендор lock-in. Подавляющее большинство отдает предпочтение решениям, которые хранят чувствительные данные не в облаке, а в корпоративном периметре on-premise.
- Модульные платформы
Появляется запрос на модульные решения для автоматизации бизнес-процессов, в которых предусмотрены сервисы для управления логистикой, запасами, портал для поставщика, полнофункциональные корпоративные интернет-магазины. Это также позволяет быстрее реализовывать платформы и оперативно вносить изменения в функциональность системы.
- Разработка на основе методологии закупок
Ранее закупщикам приходилось подстраивать бизнес-процессы под системы крупных зарубежных вендоров. На текущий момент появилась возможность адаптировать новые закупочные системы под потребности бизнеса. В связи с этим новые решения для закупок формируются на основе 3-х составляющих: экспертиза заказчика, опыт вендора и объективное мнение стороннего консалтингового агентства.
- Акцент на удобство работы поставщиков в SRM
От этого зависит скорость заключения сделок. SRM-система упрощает прохождение проверок и квалификаций, подачу коммерческих предложений и предоставление закрывающей сделку документации.
Тренды российского рынка заказной разработки ПО
- Увеличение спроса на развитие сервисов с использованием ИИ
Такие решения стали востребованы в промышленности, ритейле, финтехе, госсекторе. Они используются для прогнозирования, аналитики больших объемов информации. Проекты с ИИ по заказной разработке стали более масштабными и трансформационными, требующими от разработчиков большого опыта и сильной компетенции.
- Продуктивизация решений
Это процесс доработки решений, когда-то созданных для собственных нужд или на заказ, с целью их вывода на рынок. Такой подход позволяет максимизировать выгоды и прибыльность компании. К заказной разработке также стали прибегать компании, которые стремятся представить на рынок новые собственные решения на замену тех, которые перестали быть доступны.
- Вектор - на готовые решения
Их можно оперативнее внедрять, интегрировать и устанавливать в ИТ-ландшафт компании, связывая ПО российских вендоров с функционирующими системами. Благодаря быстрой адаптации можно начать использовать “коробки” почти сразу, запустив проект с кастомизацией под свою специфику, а в будущем - дорабатывать и масштабировать по необходимости.
Прогноз на будущее
До 2030 года более 50% компаний перейдут на отечественное ПО для цифровизации закупок. Произойдет заметный рост использования SRM-систем, а на российском рынке будут лидировать около пяти топовых вендоров, способных поставлять технологии, которые упрощают взаимодействие с поставщиками и автоматизируют торговые процедуры.